Прыжок с шестом

Прыжок с шестом состоит из разбега, постановки шеста в упор, отталкивания и виса на шесте, перехода из виса в упор, перехода через планку и приземления.

Длина разбега — 18—20 беговых шагов. Лучшие прыгуны достигают к моменту толчка большой скорости (10 м/сек).

В начале разбега туловище сильно наклонено вперед. Длина шагов постепенно увеличивается.

Техника прыжка с шестом

При разбеге шест держат в руках широким хватом (60—70 см) на уровне таза или чуть выше. Для облегчения разбега передний конец шеста поднят на высоту головы или чуть ниже и отведен несколько в сторону поперек дорожки.

Правая рука сжимает шест ладонью не сильно, а левая рука лишь поддерживает его и направляет движение.
После стартового разгона шест постепенно выводится передним концом на линию разбега и плавно опускается вниз. Этому помогает правое плечо и рука, которые слегка отводятся назад. В средней части разбега туловище постепенно выпрямляется. В конце разбега прыгун повышает темп шагов, сокращая их длину.

Техника прыжка с шестом 2

Чтобы эффективнее перейти в вис на шесте, важно правильно послать его передний конец в ящик упора и точно поставить ногу на место толчка.
Место толчка прыгун определяет следующим образом: становится на толчковую ногу, руку, держащую шест, поднимает вверх так, чтобы передний конец шеста находился в ящике упора.

Нельзя ставить толчковую ногу в сторону от линии разбега или поворачивать стопу наружу — это грубая ошибка.

Успешное выполнение прыжка зависит и от того, на какой высоте прыгун захватит шест правой рукой (при толчке левой ногой).

Так, например, если шест очень быстро продвигает прыгуна вперед и он не успевает поднять тело вверх, то ему необходимо взяться за шест выше, и, наоборот, если прыгуна вперед и он не успевает поднять тело вверх, то нужно взяться за шест ниже.

Техника прыжка с шестом - прыжок

Переход от разбега к толчку совершается на двух последних шагах. Для этого на предпоследнем шаге разбега шест, опущенный в горизонтальное положение, выводится вперед-вверх к правому плечу (место, в котором прыгун его держит), а его передний конец опускается вниз и направляется в ящик упора, локоть правой руки и плечо отводятся назад, ладонь поворачивается вверх и захватывает шест (кадры 1—3).

С переходом на правую ногу правая рука посылает шест вперед-вверх, а левая, скользя вверх по шесту к правой руке, захватывает его. на расстоянии 10—20 см. Эти движения прыгун выполняет до постановки ноги на толчок.

В момент постановки ноги для отталкивания (кадры 4, 5) руки продолжают с ускорением направлять шест (место захвата) вперед-вверх, создавая как бы разгон ему перед тем, как он должен опереться о заднюю стенку ящика.

Не следует поднимать шест над головой, до того как он получит опору в ящике. При этом прыгун натолкнется на шест, и потеряется скорость кача шеста в момент, когда прыгун после отталкивания должен перейти в вис на шесте.

Таким образом, в начале толчка руки выносятся на уровень головы, а с. продвижением на ноге — вверх. Прыгун с нарастающей силой нажимает руками на шест. Затем шест быстро поднимается вверх, руки выпрямляются (не до конца), прыгун проходит вперед и, отталкиваясь, переходит на шест (кадр 6). Важно быстро послать шест руками вверх, чтобы он при упоре приобрел наибольшую скорость кача.

В конце толчка (если наблюдать сзади) туловище должно несколько наклоняться в сторону толчковой ноги, а правое плечо подняться чуть выше левого.

Шест как бы делит прыгуна на две части, пересекая туловище от левого бедра к правому плечу. Голова и туловище находятся несколько левее плеча, а ноги справа. Такой вход позволяет прыгуну мягко перейти в вис на шесте, сохранить хорошее равновесие, придать шесту большую скорость кача и быстро выполнить маховое движение в висе на шесте. Начав большой мах на шесте, прыгун прогибается в поясничной части и приближается грудью к шесту. Одновременно маховая нога, выпрямляясь, опускается вниз (кадры 7, 8), как бы вытягивая вниз тело прыгуна. Такое вытянутое положение тела меньше тормозит его продвижение вперед к вертикали. Вследствие поясничного прогиба ноги отстают в своем движении от туловища, делают замах и затем быстро поднимаются вперед-вверх. Преждевременное поднимание ног вместе с подтягиванием на руках значительно снижает скорость движения тела вперед вместе с движением шеста к вертикали. Это — типичная ошибка, свойственная начинающим прыгунам.

В висе на шесте, когда таз пройдет ось шеста, начинают подтягиваться к груди колени сгибающихся ног, туловище приходит в горизонтальное положение (кадр 10).

С этого момента прыгун начинает энергично подтягиваться на руках и поднимает тело вдоль шеста. Ноги высоко поднимаются вверх и увлекают за собой таз, одновременно тело легко прогибается в пояснице (кадр 11).
Прыгун использует эластичность шеста для подъема тела вверх. С момента перехода в вис шест сгибается, особенно когда таз прыгуна пройдет изогнутую его ось (кадр 10).

Одновременно с 'подтягиванием на руках и переходом из виса в упор прыгун начинает поворачиваться налево (кадры 10—11). Перейдя в упор на согнутые руки и повернувшись грудью к планке, он очень энергично отжимается. При этом шест нужно с силой притягивать к себе и крепко держать у плеча. Отпускание шеста от плеча — распространенная ошибка. Завершая отжимание в стойку на вытянутые руки и отталкиваясь от шеста, надо, сгибаясь, опустить ноги (или одну ногу, обычно толчковую) вниз за планку. Таз высоко поднимается над планкой (кадры 12, 13).

Чем согласованнее движение опускаемых ног и мощного отжимания руками на шесте, тем выше тело поднимается над планкой, и можно будет взять большую высоту.
Через планку последовательно переносятся по дуге ноги, таз и в последнюю очередь руки, голова, грудь (кадры 12—14). Чтобы не обить планку, прыгун сперва изгибается, вбирая в себя живот и грудь, после прогибается в грудной и поясничной части, отводит согнутые в коленях ноги назад и быстро поднимает руки вверх (кадр 14). Приземление совершается на обе ноги. Оно смягчается упругим глубоким приседанием и последующим переворотом на спину.