Пояснения к тренировкам

Процесс обучения и тренировки начинающих легкоатлетов разбит на 144 примерных занятия (3 занятия в неделю и 12 занятий в каждом месяце).

Материал к ним разработан на весь тренировочный год, начиная с ноября одного года по октябрь другого.

Занятия составлены с учетом климатических условий средней полосы России. Естественно, что в южных и северных районах сроки перехода из залов на открытые площадки будут другими. Поэтому может возникнуть перестановка или замена ряда упражнений, указанных в примерных уроках. Делая эти изменения, важно сохранить общую направленность учебно-тренировочных занятий.

Содержание занятий рассчитано на то, что в зимнее время они будут проводиться в зале, а летом на стадионе или спортплощадке и будут обеспечены минимальным легкоатлетическим и другим инвентарем.

Содержание вводной и заключительной частей уроков общеизвестно и не является сложным. Поэтому, чтобы не повторять их при описании каждого занятия, примерное содержание этих частей дается только в первой тренировке.

Подготовительная часть занятий разработана в виде примерных комплексов для каждого месяца и составлена из общеразвивающих упражнений.

В ноябре дается два комплекса: на воздухе и в зале. В летние месяцы их целесообразно чередовать. Например, в одном занятии провести комплекс подготовительных упражнений, составленный для данного месяца; в другом — комплекс упражнений с сопротивлением; в третьем, комплекс упражнений на гибкость; в четвертом — комплекс, содержащий упражнения с набивными мячами. Умелое сочетание комплексов повысит эффективность занятий.

При проведении занятий в осенне-зимнем периоде (в ноябре и декабре) большое внимание уделяется общефизической подготовке начинающих легкоатлетов. Поэтому в занятия входят больше упражнения на развитие основных мышечных групп (спины, груди, живота, ног, рук и плечевого пояса).

В последующих занятиях (в январе, феврале, марте) тренировочные нагрузки постепенно возрастают. В занятия включаются новые общеразвивающие и специальные упражнения, все более увеличивается количество их повторений, повышается и интенсивность их выполнения. В этот период, осваиваются и более сложные элементы техники.

В апреле, с выходом на воздух (в лес, парк), больше внимания уделяется общеразвивающим упражнениям (особенно упражнениям в беге), подготавливающим занимающихся к участию в весеннем массовом кроссе.
Основная задача дальнейших занятий (с мая по сентябрь) — постепенно повышать тренированность начинающих легкоатлетов в осваиваемых ими видах легкой атлетики (граната, копье, диск, прыжки «перекидной» и «прогнувшись», бег на 100, 200, 400, 800 м, эстафета 4 X 100 м). Для этого в занятия включается больше упражнений (подводящих) на освоение техники бега, прыжков и метаний. Также много места в занятиях отводится и специальным упражнениям (на силу, быстроту, выносливость, гибкость).

Объем и интенсивность тренировочных нагрузок в этот период очень высоки, поэтому надо обращать внимание на то, чтобы повышение нагрузки было постепенным и строго дозировалось, а также чтобы нагрузки назначались с учетом индивидуальных особенностей и по способностям занимающихся.

Занятия (в октябре) направлены на повышение всесторонней физической подготовки, а также для подготовки занимающихся к осеннему массовому кроссу.

В занятия включены контрольные упражнения для ежемесячной проверки занимающихся по общей физической подготовке. Описание их дается в 11 занятии.

Начиная с января, в занятиях каждого месяца предусмотрено одно соревнование (внутри группы или секции). В них включены те виды легкой атлетики, техника которых уже усвоена занимающимися. В конце года (в октябре) программа соревнований более широкая. В нее включены все пройденные виды легкой атлетики в текущем году. Эти соревнования должны явиться смотром общефизической, специальной, технической и волевой подготовленности занимающихся. Учет результатов данного соревнования дает возможность более точно разработать план и программу занятий (учебной группы, секции) на следующий год. Это позволяет также наметить более повышенные тренировочные нагрузки, выявить возможности легкоатлетов для получения спортивных разрядов.

В содержание занятий включаются прогулки на лыжах, катание с гор и однодневный лыжный поход. В занятия (в декабре) включен комплекс гимнастических упражнений, (который должен быть разучен в подготовительной части занятия. Летом несколько занятий отводится на плавание. Все эти средства важно использовать для разносторонней подготовки начинающих легкоатлетов, а также и для сдачи нормативов по этим видам физических упражнений.

В уроках широко представлены подвижные игры (эстафеты, «гонка мячей» и др.), спортивные игры по упрощенным правилам (баскетбол, ручной мяч и др.). Игры следует проводить в начале занятия — в виде разминки, в основной части занятия — с целью дополнительной нагрузки, в заключительной части занятия — для разгрузки после напряженных предыдущих упражнений. Умелое использование игр вносит разнообразие в занятия, повышает интерес к ним. Однако игры не должны проводиться за счет времени, выделенного для упражнений, подготавливающих легкоатлетов в беге, прыжках и метаниях.

Надо быть особо осторожным при назначении упражнений для женщин. Пробегаемые ими отрезки не должны быть длинными. Между упражнениями обязательно давать отдых. Он длительнее, чем у мужчин. Не всегда оправдана высокая интенсивность в повторном беге. Строго нужно дозировать и количество пробегаемых отрезков. Этих требований важно придерживаться и при назначении женщинам нагрузок в метаниях и прыжках.

Упражнения с различными отягощениями (мешки с песком, резкое бросание набивных мячей, упражнения с сопротивлением) не должны быть длительными и чрезмерно напряженными. Для женщин вес штанги (мешка) и количество повторений надо уменьшать наполовину и выполнять с меньшей скоростью.