Обучение технике легкоатлета

Чтобы правильно решить вопрос — чему учить и как учить, как добиться успеха в овладении спортивными упражнениями, инструктору надо знать не только совершенную технику легкоатлетических упражнений, правильную последовательность обучения им, эффективные методы и приемы обучения, но и самих занимающихся. На первых же занятиях важно выяснить, какова физическая подготовленность, насколько они способны координировать свои движения и какой ловкостью они наделены.
Успех в обучении во многом зависит и от занимающихся. Если они серьезно относятся к делу, внимательно и вдумчиво выполняют каждое упражнение, то смогут быстро овладеть элементами техники. При обучении технике легкоатлетических упражнений обычно придерживаются определенной последовательности.
Так, вначале у занимающихся создается правильное представление об изучаемом упражнении. С этой целью упражнение показывается в целом. При повторных выполнения особо выделяются наиболее важные элементы техники данного упражнения. Показ дополняется объяснением, в ходе которого внимание обучающихся вначале сосредоточивается на основных элементах техники, а затем на второстепенных ее деталях.
После этого занимающиеся начинают разучивание техники упражнения. Сначала они осваивают его главную фазу. В беге — это фаза заднего толчка бегового шага, в прыжках — фаза отталкивания, в метаниях — фаза финального движения, т. е. самого толчка или броска снаряда. В главных фазах также устанавливается определенная последовательность разучивания движений, которые осваиваются посредством подводящих упражнений. В толкании ядра, например, после показа и объяснения финального движения и проверки держания ядра, посредством подводящих упражнений, вначале разучивается толкание ядра одной рукой вверх, после— толкание вперед, держа ядро на весу и у шеи, далее следует толкание ядра с места, стоя боком во направлению к толчку, затем толкание ядра стоя на одной ноге спиной по направлению к толчку. После все эти основные движения главной фазы толкания ядра изучаются в целом, совершенствуются и закрепляются. С этой целью используются многократные повторения изучаемых движений с ядром и без него, имитируются как отдельные движения, так и все финальное движение в целом (толчок).
Разучив в такой последовательности технику главной фазы, переходят к, обучению следующей части (фазе) спортивного упражнения. В беге на короткие дистанции, например, это старт и стартовый разбег, в прыжках в длину — фаза полета, в высоту— переход через планку, в толкании ядра — скачок, в метании гранаты и копья — бросковые шаги, в метании диска и молота — повороты. Здесь, так же как и в предыдущей фазе, о которой говорилось выше, посредством подводящих упражнений разучиваются основные движения, которые постепенно объединяются в одно целое действие (часть, фазу).
После этого совершенствуются движения, объединенные в две фазы. Однако главная фаза сохраняет свое ведущее значение. Далее осваиваются следующие фазы (части). В беге, например, это финиширование с броском на ленточку, в прыжках — длинный разбег, в метании копья и гранаты — полный разбег или совершенствование техники в толкании ядра, метании диска и молота.
В дальнейшем продолжается совершенствование в технике изучаемого бега, прыжка или метания в целом и по частям (в основных фазах).
Такова последовательность освоения техники в начальном обучении. В дальнейшем совершенствование в технике тесно связано с развитием у занимающихся физических качеств (силы, быстроты и др.). Следовательно, начинается переход от начального обучения к тренировке. Этот процесс длится на всем протяжении роста спортивного мастерства легкоатлетов.
В процессе обучения тренер должен широко использовать все многообразие методов и приемов обучения. Например, в прыжке в высоту последовательно и постепенно осваивается главная фаза (отталкивание), а затем и второстепенные фазы (переход через планку, разбег). Далее совершенствуются не отдельные фазы, а целостный прыжок. Так, в результате первоначального упрощения прыжка и последующего усложнения постепенно формируется сложный навык. Таким образом, обучение осуществляется от главного к второстепенному, от простого к сложному и от легкого к трудному.
При овладении техникой спортивного упражнения возникают различные затруднения. Чтобы их устранять, прибегают к расчлененному методу обучения: сложные элементы техники временно вычленяют из целостного упражнения и разучивают отдельно. Освоенные элементы снова совершенствуются в целостном упражнении. Так можно исправлять и ошибки. Ценность расчлененного метода заключается в том, что отдельные элементы техники выполняются в облегченных условиях: в замедленном темпе, а при необходимости и с остановками. Например, в упоре наклонившись можно в любом темпе уточнять или исправлять ошибочное движение толчковой ноги при переходе через планку в прыжке «перекидным способом». Такие приемы обучения позволяют многократно имитировать различные движения, лучше их осмыслить и после совершенствовать в целостном упражнении.
Для того, чтобы у занимающихся в процессе обучения создавалось правильное зрительное восприятие об изучаемом упражнении, применяется метод наглядного обучения. Он всегда необходим перед тем, как начать разучивание нового спортивного упражнения.
Показ — самый действенный и доходчивый прием обучения. Как говорится: «Лучше один раз покажи, чем сто раз расскажи». Показ должен быть образцовым. Поэтому инструктору важно самому научиться правильно показывать совершенную технику и умело пользоваться другими приемами наглядного обучения (видеозапись, рисунки и т. п.).
Однако и после образцового показа могут возникнуть ошибки. Если, допустим, у большинства обучаемых появилась ошибка, то ее следует вначале показать, после противопоставить ей правильное выполнение движения, а затем предложить способ ее исправления. Такой прием приучает занимающихся при повторном появлении ошибки самостоятельно обнаружить ее и легко устранить.
Правильные представления об изучаемом упражнении создаются методом объяснения, который необходим на протяжении всего обучения. Объяснение и показ дополняют друг друга. Вначале даются элементарные объяснения. Объяснения помогают при изучении новых и более сложных элементов техники. В прыжках в длину, например, объясняется сложность освоения отталкивания с длинного разбега на большей скорости и указывается доступность его изучения с нескольких шагов разбега. Объяснения помогают обучающимся уяснить значение разной величины двух последних шагов разбега перед, толчком в прыжках в длину. Вовремя сделанные поправки позволяют исправить ошибки в движении. Приобретая сведения путем объяснения, обучающиеся расширяют свои знания об изучаемых элементах техники, о целостном упражнении. Помимо того, объяснения помогают обучающимся анализировать элементы движений и находить лучшие способы их выполнения.
Если объяснения будут слишком сложными и недоступными, то занимающиеся не станут их принимать в расчет. Это может привести к механическому заучиванию упражнений. Обучающиеся будут копировать внешнюю форму движений, не задумываясь над их смысловым значением (с какой целью, для чего, способ выполнения). В таких случаях обучение весьма непродуктивно, так как интерес к нему пропадает.
В медленных движениях, выполняемых отдельно, объяснять можно одновременно с показом. Этот прием особо ценен, когда показываемое движение можно останавливать для дополнительного объяснения. Так, стоя наклонившись, можно показать и рассказать о движениях рук при беге, о передаче или приеме эстафетной палочки и т. д. Правда, не все упражнения легкой атлетики можно показывать в замедленном виде. Однако в большинстве случаев это возможно.
Объяснения нужны и в тех случаях, когда изучаемое упражнение выполняется совершенно правильно. Достаточно сказать о причине такого успеха, и последующие повторения будут выполняться еще увереннее. Иначе говоря, каждый обучающийся должен знать, что он выполняет хорошо, а что плохо, на чем в следующем повторении сосредоточить внимание. Без этого обучение будет непродуктивным. Словом, объяснение в каждом случае должно создавать у занимающихся полное представление о том, как выполнить то или иное движение и почему не иначе. Только такое объяснение вселит уверенность в занимающихся и вызовет у них желание добиться успеха в освоении разучиваемых движений.
Метод объяснения позволяет в обучении следовать от известного к неизвестному, от общего к частному, от абстрактного мышления к практике. Однако даже при самом правильном обучении и высокой требовательности к занимающимся у них возникают ошибки. Появившуюся ошибку нужно исправить немедленно, так как исправить закрепленную ошибку гораздо труднее. Если появилось несколько ошибок, то в первую очередь надо исправить самую существенную, а затем и все остальные в порядке их значимости. Если такую ошибку, привившуюся, например, при отталкивании в прыжке в высоту, не исправить, то она может серьезно затруднить овладение техникой перехода через планку. Ошибки чаще всего появляются у невнимательных, физически слабых и слишком самоуверенных обучающихся. Чтобы предупредить ошибки, можно предложить занимающимся рассказать, как они поняли очередное указание или объяснение. Ошибку можно исправить и в целостном сложном движении, если каждый раз обращать на нее внимание обучающегося, указывая способ ее исправления.
В процессе обучения очень важно применять многообразие методов и приемов в различных сочетаниях. Каждый раз надо использовать тот метод, тот прием, который в данном случае позволит добиться лучших результатов.
В уроки, как правило, нужно включать упражнения и для развития физических качеств (особенно силы и подвижности в суставах), способствующих лучшему изучению техники, совершенствованию в ней. Например, прыжки с доставанием рукой (ногой, головой) подвешенного предмета развивают не только силу и быстроту толчка, но и помогают совершенствоваться в выполнении маха с толчком. Бег прыжками в гору и другие подобные упражнения развивают мышцы ног и одновременно позволяют совершенствовать задний толчок — главную фазу в беговом шаге.
В начале занятий, когда обучающиеся еще не утомлены, надо разучивать новые упражнения, а после этого переходить к совершенствованию освоенных ранее. В конце занятий выполняются упражнения для развития тех или иных физических качеств. Обучение технике какого-либо вида легкой атлетики не должны прерываться на длительное время. Нужно чаще подкреплять двигательные умения и навыки, приобретенные на предыдущих занятиях. Поэтому уроки, посвященные обучению, следует проводить не реже 2—3 раз в неделю.